Функциональная грамотность
Одно из наиболее распространенных
определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и
психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это
способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому,
которое используется в Программе международного сравнительного исследования
PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной
вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста
навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
обществе?».
В исследовании оценивается, главным
образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для
решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования:
читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный
текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту
прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении
заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок
предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Банк заданий для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по
направлениям:
Естественнонаучная грамотность
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)
Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности» (edsoo.ru)