Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С
01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное
образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда
в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей
общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам
успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые
образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления
дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с
особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в
образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это
сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная
политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных
отношений в образовании.
Инклюзивное
образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их
особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую
специальную поддержку.
В соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ "Петровская
школа №2" специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья проводится на этапах их поступления в школу и обучении в
школе. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел
«Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный сайт
адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школе
оборудованы кабинет педагога-психолога, педагога - логопеда, сенсорная комната.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ "Петровская школа №2" нет.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека
расположена на 1 этаже здания начальной школы МБОУ "Петровская школа №2"
и используется детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
1.Спортивный зал
2.Уличная спортивная площадка
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и
воспитания едины для всех обучающихся
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание школы
оборудовано пандусом, кнопками для вызова сотрудников.
Специальные условия питания
Специальные условия
питания могут быть созданы при наличии потребности (запроса)
Специальные условия охраны здоровья
В
соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 №
273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровская школа №2»
создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные
направления охраны здоровья:
•
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном
законодательством в сфере охраны здоровья;
•
организация питания учащихся;
•
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул;
•
пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
•
организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
•
прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации
периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
•
профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных
напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
•
обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
· профилактика
несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
•
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание
первичной медико-санитарной помощи.
В
школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том
числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе
оборудован медицинский кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со
статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения
Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об
утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое
информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников
в условиях информационного общества.
Информационная база
школы оснащена:
·
электронной почтой;
·
локальной сетью;
·
выходом в Интернет;
·
разработан и действует школьный сайт.
В школе функционирует 45
учебных и специализированных кабинетов, все компьютеры находящиеся в кабинетах
имеют доступ в сеть Internet.
В образовательном
учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система
"Электронный Журнал. Электронный Дневник".
На сайте школы
функционирует кнопка "для слабовидящих".
Доступ в кабинеты,
оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания
школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту
здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п средства.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
АИС
"Электронный журнал"
ПроеКТОрия -
твоя профессиональная траектория
РоссийскаяЭлектронная Школа - РЭШ
Учи.ру
- интерактивная образовательная он-лайн платформа
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования отсутствуют