Рабочая программа по родной литературе (русской) 6 класс

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( М Б ОУ « П Е Т Р О В С К А Я Ш К ОЛ А № 2 » )
РАССМОТРЕНА
Заседание
ШМО
учителей
филологического
цикла
(протокол от «____» ___ 2022 г.
№ ____)

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР
__________ О.Н.Хотина
«___»__________2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ «Петровская школа № 2»
от «____»______2022 г. № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная (русская) литература»
для 6 класса
уровень: базовый
на 2022/2023 учебный год

Составлена:
учителями русского языка и
литературы
Кошутой Н.Г.
Филоненко О.С.

2022 год

2
СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для
учащихся 6 класса общеобразовательной школы составлена на основе нормативноправовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 года № 1644,
от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712.
3. Рабочей программы по литературе для 5-9 классов (предметная линия учебников
под редакцией В.Я. Коровиной) – М.: Просвещение, 2014 г.
4. Методических рекомендаций ГБОУ ДПО РК «КРИППО» «Методические
рекомендации об особенностях
преподавания русского языка и литературы в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году».
5. Положения о рабочей программе МБОУ «Петровская школа №2».
6. Учебного плана МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023 учебный год.
7. Календарного учебного графика МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023
учебный год.
Интернет-ресурсы:
http://skool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru /subject/4/

Цифровые образовательные ресурсы
Российская электронная школа

Рабочая программа является приложением к ООП ООО и составлена с учетом
Программы воспитания МБОУ «Петровская школа №2» на 2021-2025 учебные года, годового
календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 учебный год. (Приложение 1).
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета «Родная (русская) литература»
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения. поэтому в поликультурной языковой
среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет
«Родная (русская) литература» тесно связан с предметом «Родной (русский) язык». Изучение
предмета «Родная (русская) литература» способствует обогащению речи школьников,
развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников,
которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область
«Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не

4
включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить
литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с
дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы,
наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры,
которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со
спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для 5–9 классов
основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и
хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает
произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие
вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и
жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
ФГОС ООО к предметной области «Родной язык и родная литература». Курс родной русской
литературы направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
а также на развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие этнокультурные традиции. Цели курса родной русской литературы в рамках
предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах
Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№ 1666» отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на
сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим
Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный
(цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и
языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в
котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение
самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их
лучших достижений в единую российскую культуру».
Изучение предмета «Родная (русская) литература» должно обеспечить достижение
следующих целей:
▪ формирование познавательного интереса к родной литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к
его культурному наследию;
▪ осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
▪ развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в

5
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» направлен на решение следующих
задач:
1) приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
2) осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
3) выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
4) получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации,
их взаимовлияния;
5) выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
6) развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая
Интернет, и др.
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной (русский) язык» и
«Родная (русская) литература» является культурно-исторический подход к представлению
дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная (русская)
литература» выделяются проблемно-тематические блоки. В соответствии с указанными
общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в
программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
«Россия – родина моя»; «Русские традиции»; «Русский характер – русская душа».
.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
должны отражать:
▪ способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
▪ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

6
▪ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
▪ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
▪ способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
▪ неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету должны отражать сформированность универсальных учебных действий:
регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
▪ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
▪ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
▪ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
▪ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
▪ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
▪ навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
▪ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
▪ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;

7
▪ формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
должны отражать:
▪ проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
▪ осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
▪ развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
▪ применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
▪ развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций,
давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного
текста;
▪ создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах;
▪ самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах;
▪ развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения различными способами её обработки и презентации.
Одним из результатов реализации рабочей программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Рабочая программа признана обеспечить
достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
6 КЛАСС
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (10 ч.)
Преданья старины глубокой. Русские былины – богатыри и богатырство. Былина
«Илья Муромец и Святогор». Жанровая разновидность былины. Былинные сюжеты и герои в

8
русской литературе: И. А. Бунин. «Святогор и Илья». Основная мысль, анализ поведения
главных героев. М. М. Пришвин. «Певец былин». Основная мысль произведения.
Легенды, предания и сказки народов Крыма
Города земли русской Русский Север – Архангельск в русской литературе: С. Г.
Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Характеристика поведения героев, отношение к их поступкам
Максимилиан Волошин "Коктебель", "Карадаг". Крымский мир поэта. Заочная
экскурсия по дому-музею поэта в Коктебеле.
Родные просторы. Стихи русских поэтов о зиме. И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А.
А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…». Чтение. Цитатный план. Н. М. Рубцов.
«Первый снег». Пейзажная лирика. Изобразительно-выразительные средства поэзии.
По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата». Сказка как жанр, её
виды, особенности построения, изобразительно-выразительные средства.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (10 ч.)
Праздники русского мира. Тепло родного дома. Масленица. А. П. Чехов. «Блины».
Масленичный рассказ как жанр. Надежда Тэффи. «Блины». Особенности жанра. Образ
Италии и России.
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…». Поэтические образы.
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». Тема, основная мысль.
Всюду родимую Русь узнаю. Александр Иванович Куприн и Крым. Из книги «В
Крыму».
«Пустые
дачи».
Виртуальная
экскурсия
«купринскими»
местами.
В. А. Рождественский. «Русская природа». Пейзажная лирика. Сравнение как троп. К. Г.
Паустовский. «Заботливый цветок». Пейзажный рассказ как жанр. Роль диалога и описания.
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером». Тема, основная мысль. Образ бурана в произведении .
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (14 ч.)
Не до ордена – была бы Родина. Оборона Севастополя. Лев Николаевич Толстой.
«Севастополь в декабре месяце». Отношение писателя к событиям и героям. А. Н. Апухтин.
«Солдатская песня о Севастополе». Стихотворный ритм. Мотивы стихотворения. А. А. Фет.
«Севастопольское братское кладбище». Настроение и эмоции стихотворения. Рюрик Ивнев.
«Севастополь». Образы, основная мысль, настроение.
Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими руками: Ф. И. Тютчев. «Чему бы
жизнь нас ни учила…» Жанр стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» Жанр. Образ литературного героя
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» Тема и основная мысль.
Александр Степанович Грин. «Победитель». Виртуальная экскурсия в литературномемориальный музей А. Грина в Феодосии. Чтение, составление плана, пересказ.
О ваших ровесниках. Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Образы персонажей, их
характеристика. Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент) Жанр. Тема и
основная мысль. Образ литературного героя
Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Значение языка. Марина Цветаева. «Встреча с Пушкиным». Жанр. Образы поэзии.
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…» Изобразительно-выразительные средства

9
поэзии.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Разделы
программы
Россия – Родина моя

Количество часов

Формы контроля

10

Проверочная работа

2
Русские традиции
10
3
Русский характер – русская душа 14
Всего:
34
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата
п/
Содержание
факт
п план
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (10 ч.)
1

2
3
4

КолПриме
во
-чание
часов

Преданья старины глубокой. Былины.
Былина «Илья Муромец и Святогор». Жанровая 1
разновидность былины
Былинные сюжеты и герои в русской литературе.
И. А. Бунин. «Святогор и Илья». Основная мысль, 1
анализ поведения главных героев
М. М. Пришвин. «Певец былин». Основная мысль
1
произведения
Легенды, предания и сказки народов Крыма

Города земли русской Русский Север – Архангельск
5
в русской литературе. С. Г. Писахов. «Морожены
песни» (из книги «Ледяна колокольня)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша
6
Ласкин» (главы из книги «Поморские были и
сказания»). Характеристика поведения героев
Максимилиан Волошин "Коктебель", "Карадаг".
7
Крымский мир поэта
Родные просторы. Стихи русских поэтов о зиме.
И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег
8
да снег. Всю избу занесло…». Н. М. Рубцов.
«Первый снег». Особенности пейзажной лирики
По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц.
9
«Два брата». Сказка как жанр
10
Герои любимых сказок. Нравственные проблемы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (10 ч.)
Праздники
русского
мира.
Масленица.
11
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…».
Поэтические образы
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». Тема,
12
основная мысль
А. П. Чехов. «Блины». Масленичный рассказ как
13
жанр

1
1

1
1

1

1
1

1
1
1

10
Надежда Тэффи. «Блины». Особенности жанра.
Образ Италии и России
Тепло родного дома. Всюду родимую Русь узнаю.
15
А.И.Куприн и Крым. Из книги «В Крыму». «Пустые
дачи». Пейзаж
Стихотворения крымских поэтов о Крыме.
16
Пейзажная лирика как жанр
В. А. Рождественский. «Русская природа».
17
Пейзажная лирика. Сравнение как троп
К. Г. Паустовский.
«Заботливый цветок».
18
Пейзажный рассказ как жанр. Роль диалога
Ю. В. Бондарев.
«Поздним вечером». Тема,
19
основная мысль
20
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером». Образ бурана
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (14 ч.)
Не до ордена – была бы Родина. Оборона
21
Севастополя. Л.Н.Толстой. «Севастополь в декабре
месяце». Отношение писателя к событиям и героям
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
Мотивы стихотворения. А. А. Фет. «Севастопольское
22
братское кладбище». Настроение и эмоции
стихотворения.
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Образы, основная мысль, настроение
Загадки русской души. Чудеса нужно делать
своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас
23
ни учила…» Жанр стихотворения. Изобразительновыразительные средства
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» Жанр. Образ
24
литературного героя
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» Тема и
25
основная мысль
А.С.Грин. «Победитель». Чтение, составление
26
плана, пересказ
О ваших ровесниках Реальность и мечты.
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как
27
я с ним познакомился», «Кирпичные острова»)
Образы персонажей, их характеристика
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
28
(фрагмент) Жанр. Тема и основная мысль. Образ
литературного героя
Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке:
29
К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Значение языка.
Марина Цветаева. «Встреча с Пушкиным». Жанр.
30
Образы поэзии
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
31
Изобразительно-выразительные средства поэзии
32
Проверочная работа
33
Повторение
34
Итоговый урок
14

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

11
Приложение №1
к рабочей программе
по учебному предмету
«Родная (русская) литература» для 6 класса
на 2022-2023 учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

Модуль
воспитательной
«Школьный урок»

программы

1

Россия – Родина моя

10

2

Русские традиции

10

Урок,
посвященный
Дню
знаний
(01.09.2022),
Международный день распространения
грамотности(08.09.2022),
День жестовых языков (23.09.2022)
200-летия со дня рождения
Ф.М.
Достоевского (11 ноября 1821 г.)
Международный день толерантности (16
ноября)
200-летия со дня рождения Н.А. Некрасова
(10 декабря 1821 г)

3

Русский характер – русская 14
душа

Международный день родного языка
(21.02.2023 )
Урок здоровья, посвященный Всемирному
Дню здоровья (07.04.2023)
День космонавтики. Гагаринский урок:
«Космос-это мы» (12.04.2023)
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов
Международный день семьи ( 15 мая)
День славянской письменности и культуры
(24 мая)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».