Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
учителей филологического
цикла от «
» 08. 2022 г.
№
_________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_________ О.Н.Хотина
«
» 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Петровская школа № 2»
__________ И.Н.Кузьменко
Приказ от «
» 08.2022 г.
№

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русская (родная) литература»
для 5 классов
уровень: базовый
на 2022/2023 учебный год

Составлена
учителями русского языка и
литературы
Кошутой Н.Г.
Филоненко О.С.

2022 год

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для
обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО),
а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). и разработана на основе нормативноправовых документов:
1. Рабочей программы по родной (русской) литературе для учащихся 5-9 классов
общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. О.М. Александрова и др.. - М: Просвещение,
2019.
2. Методических рекомендаций ГБОУ ДПО РК «КРИППО» «Методические
рекомендации об особенностях
преподавания русского языка и литературы в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году».
3. Положения о рабочей программе МБОУ «Петровская школа №2».
4. Учебного плана МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023 учебный год.
5. Календарного учебного графика МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023
учебный год.
Электронные ресурсы:
Электронный учебник. Родная русская литература. 5 класс/ Авт.-сост.
О.М. Александрова и др. - М: Просвещение, 2021.
Интернет-ресурсы:
http://skool-collection.edu.ru Цифровые образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru /subject/4/ Российская электронная школа
Рабочая программа является приложением к ООП ООО и ориентирована на работу
с учебником Родная русская литература. 5 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова и др. - М:
Просвещение, 2021 г.; составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Петровская
школа №2» на 2021-2025 учебные года, годового календарного плана воспитательной
работы на 2021-2022 учебный год. (Приложение 1).
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 21часа в неделю.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной
модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие
образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям
и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой
среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический
потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного
отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования

4

культуры межнационального общения. Как часть предметной области
«Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно
связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная (русская)
литература» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная
(русская) литература имеет специфические особенности, отличающие его от учебного
предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
—
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
—
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых
литературных
произведений,
расширенным
историко-культурным
комментарием к ним.
Содержание курса «Родная (русская) литература» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и
литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить
литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с
дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной
литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской
литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блокив
соответствии со спецификой курса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской
литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных
регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная (русская) литература» должно обеспечить достижение
следующих целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским
гражданским
сознанием
и
национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе,
воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта
русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и

5

приобщение к его культурному наследию;
— осознание исторической
преемственности
поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение
русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих
задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения
и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая
Интернет, и др.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная (русская) литература» в 5 классе направлено
на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

6

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
литература(русская)»на уровне основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважениеправ, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности вусловиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоциональногоблагополучия:
— осознание ценности жизни;

7

—
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе наоснове применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

8

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достиженияцелей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

9

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
— оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целямии условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования,проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и

10

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятиерешения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами
самоконтроля,
самомотивации
и рефлексии;
— давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решенииучебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихсяситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

11

— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и
поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в
контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве
как столице России и о русском лесе;
2) 2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; о русских национальных традициях в
рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года,
о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста
на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения;
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности,
оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с
разными источниками информации.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском
народе (неменее пяти произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например:
«Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах
Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»,
Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной
площади».
Родные просторы Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А.

12

Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
Раздел 2. Русские традиции. Праздники русского мира Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»
(фрагмент),
В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например:
«Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы»
Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь»,
Д.В. Давыдов «Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»(фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово»,
В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов
Учебные
Контроль
Практическ
и тем
часы
ные работы/
ая часть
п/п
сочинения
(развитие
речи/
учебный
проект)
1.
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
11
Преданья старины глубокой
5
1
Города земли русской
3
1
Родные просторы
3
2.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
12
Праздники русского мира
6
Тепло родного дома
6
1
3.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР –
11
РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
1
Загадки русской души
3
О ваших ровесниках
5
Лишь слову жизнь дана
3
1
4.
Итого
34
1
3

13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

Дата
план
факт

Тема урока

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
1.Преданья старины глубокой
Р.р. Введение. Родная литература как
часть русской культуры. Пословицы и
поговорки о Родине, России, русском
народе.
Русские народные и литературные сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная сказка).

Кол-во Электронные
часов
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

1

https://yout
u.be/ALWSY
UJsJ1o

1

https://yout
u.be/jg1JkNIs
4TQ
https://yout
u.be/jg1JkNIs
4TQ
https://yout
u.be/uQG7w
NgtF0k
https://yout
u.be/uQG7w
NgtF0k

3.

Русские народные и литературные сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная сказка).

1

4.

Русские народные и литературные сказки:
К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

1

5.

Русские народные и литературные сказки:
К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

1

2. Города земли русской
6.

Москва
в
произведениях
русских
писателей:
А.С. Пушкин. «На тихих
берегах Москвы…»

1

https://yout
u.be/MHg37
NuUIR0

7.

Москва
в
произведениях
русских
писателей:
М.Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

1

https://yout
u.be/cIMePyt
5Xio

8.

Москва
в
произведениях
русских
писателей: Л.Н. Мартынов. «Красные
ворота», А.П. Чехов. «В Москве на Трубной
площади».

1

https://yout
u.be/nDWzT
H0PGaM

1

https://yout
u.be/_aoUr5QSbw

9.

3. Родные просторы
Русский лес в произведениях поэтов:
И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес»,
А.В. Кольцов. «Лес»

10.

Русский лес в произведениях поэтов: В.А.
Рождественский. «Берёза», В. А. Солоухин.
«Седьмую ночь без перерыва…»

1

https://yout
u.be/P7S6Fd
kS3aI

11.

Защита учебного проекта №1 по теме
«Родные просторы в произведениях русских

1

https://yout
u.be/HlnkwO

14

поэтов, писателей, художников»

z70Z0

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
1.Праздники русского мира
12.

13.

14.

Рождество в произведениях русских поэтов:
Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»
(фрагмент),
В.Д.
Берестов.
«Перед
Рождеством».
Рождество в произведениях русских поэтов:
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством».

Святочные рассказы

1

https://yout
u.be/w7aXmt
cjAW0

1

https://yout
u.be/0bD6Ag
aykEM

1

https://yout
u.be/xpt9UJw
AjxM

15.

Святочные рассказы русских писателей:
А.И. Куприн. «Бедный принц».

1

https://yout
u.be/yCyvUk
MKTtg

16.

Святочные рассказы русских писателей:
А.И. Куприн. «Бедный принц».

1

https://yout
u.be/yCyvUk
MKTtg

17.

Святочные рассказы русских писателей:
И.А. Ильин. «Рождественское письмо».
2.Тепло родного дома
«О
строении
домовном»:
ценности

1

https://yout
u.be/xL7nDS
MCckA

семейные

1

https://yout
u.be/UoODA
55xtyk

19.

Семейные ценности в произведениях
русской литературы: И.А. Крылов. «Дерево»

1

https://yout
u.be/CSFTNIl
0WiQ

20.

Семейные ценности в произведениях
русской литературы: И.А. Бунин. «Снежный
бык»

1

https://yout
u.be/LtBI9q
W_cFU

21.

Семейные ценности в произведениях
русской литературы: В.И. Белов. «Скворцы».

1

https://yout
u.be/QsAO4v
G6CqQ

22.

Семейные ценности в произведениях
русской литературы: В.И. Белов. «Скворцы».

1

https://yout
u.be/QsAO4v
G6CqQ

23.

Р.р. Творческая работа по теме «Моя
семья – моё богатство»

1

18.

15

24.

25.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
1. Не до ордена – была бы Родина
Отечественная
война
1812
года
в
1
произведениях русских поэтов: Ф.Н. Глинка.
«Авангардная
песнь»,
Д.В. Давыдов.
«Партизан» (отрывок).
2. Загадки русской души
Парадоксы
русского
характера:
1
К.Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка).

https://yout
u.be/VUmBu
6f7Vm8

https://yout
u.be/QVrIq7v
WEOI

26.
.

Парадоксы
русского
характера:
Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

1

https://yout
u.be/AJ8ffGZTiA

27.

Парадоксы
русского
характера:
Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

1

https://yout
u.be/AJ8ffGZTiA

28.
29.

30.
31.

32.

3. О ваших ровесниках
Школьные контрольные.
Школьные контрольные глазами писателей:
К.И.
Чуковский.
«Серебряный
герб»
(фрагмент)
Школьные контрольные глазами писателей:
А.А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Школьные контрольные глазами писателей:
А.А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
4.Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь в произведениях
русских поэтов: И.А. Бунин. «Слово», В.Г.
Гордейчев. «Родная речь».

1
1

https://yout
u.be/oYUXo
hcBmRw

1
1

1

33.

Итоговая контрольная работа №1.

1

34.

Заключительный урок. Подведение итогов.

1

https://yout
u.be/4r00Swz94E

Приложение №1

16

к рабочей программе
по учебному предмету
«Родная (русская) литература» для 5 класса
на 2022-2023 учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

1.

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ –
РОДИНА МОЯ

11

2.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ

3.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР
–
РУССКАЯ ДУША

Урок,
посвященный
Дню
Государственного герба и Государственного
флага Республики Крым (24.09.2021)
Международный
день
школьных
библиотек (четвертый понедельник октября)
День народного единства (04.11.2021)
Международный день толерантности
(16.11.2021)
Всероссийский урок, посвященный Дню
неизвестного солдата (02.12.2021)
Урок мужества, посвященный Дню Героев
Отечества (09.12.2021),
Международный день родного языка
(21.02.2022)
Урок мужества, посвященный Дню Героев
Отечества (09.12.2021)
Международный день родного языка
(21.02.2022)
День воссоединения Крыма и России
(18.03.2022)
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов
(09.05.2022)
Международный день семьи (15.05.2022)
День славянской письменности и культуры
(24.05.2022)

12

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».