Рабочая программа по родному языку (русскому) 9 класс

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»)
РАССМОТРЕНА
Заседание ШМО учителей
филологического цикла
(протокол от «____» ___ 2022 г.
№ ____)

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР
__________ О.Н.Хотина
«___»__________2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ «Петровская школа № 2»
от «____»______2022 г. № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для 9–А класса
уровень: базовый
на 2022/2023 учебный год

Составлена:
учителями русского языка и
литературы
Багрий М.Г.
Филоненко О.С.

2022 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» рассчитана на
изучение предмета в 9 классе и разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 года № 1644,
от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712.
3.
Рабочей программы по русскому родному
языку для 5-9 классов
(О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина) – М.: Просвещение, 2019 г.
4. Методических рекомендаций ГБОУ ДПО РК «КРИППО» «Методические
рекомендации об особенностях
преподавания русского языка и литературы в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году».
5. Положения о рабочей программе МБОУ «Петровская школа №2».
6. Учебного плана МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023 учебный год.
7. Календарного учебного графика МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023
учебный год.
Электронные ресурсы:
Электронный учебник. Русский родной язык. 9 класс/ О. М. Александрова,
Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение:
Учебная литература, 2020
Интернет-ресурсы:
http://skool-collection.edu.ru Цифровые образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru /subject/4/ Российская электронная школа
Рабочая программа является приложением к ООП ООО и ориентирована на работу с
учебниками по русскому языку для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных
учреждений Русский родной язык. 9 класс/ О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева,
И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение: Учебная литература,
2020; составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Петровская школа №2» на 20212025 учебные года, годового календарного плана воспитательной работы на 2021-2022
учебный год. (Приложение 1).
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой по русскому языку для 9 класса
содержание курса направлено на реализацию следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных

4

сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
• формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной
литературой, совершенствование навыков чтения;
• совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями
об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях
общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка)
реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их
основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового
и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях
функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе
решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в
пределах программных требований); овладение нормами русского и литературного языка и
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение
школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В
результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех
общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык»,
ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах
развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и
уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре;
ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание

5

языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей
общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления
слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников
крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких
выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли
заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов,
заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление

6

об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических
заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия
диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в
современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Одним из результатов реализации рабочей программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Рабочая программа признана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Выпускник научится:
− владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
− владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
− владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
− адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
− участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности;
− создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
− анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
− использовать знание алфавита при поиске информации;

7

− различать значимые и незначимые единицы языка;
− проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
− классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
− членить слова на слоги и правильно их переносить;
− определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
− опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
− проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
− проводить лексический анализ слова;
− опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
− опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
− проводить морфологический анализ слова;
− применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
− опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
− анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; − находить
грамматическую основу предложения;
− распознавать главные и второстепенные члены предложения;
− опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
− проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
− соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
− опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
− опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
− использовать орфографические словари
Выпускник получит возможность научиться:
− анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
− понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
− оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
− опознавать различные выразительные средства языка;
−писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

8

− осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
− участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать еѐ, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
− характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
− использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
− самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
− самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой
фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово
– обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

9

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Повторение изученного

1
2

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы
Всего
Формы контроля
программы
количество
часов
Язык и культура
11
Культура речи
9

3

Речь. Текст

11

4

Повторение изученного

3

№
п/п

Всего:

34

Контрольная работа №1

1

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
План

Тема урока

Кол-во
часов

Факт
Язык и культура (11ч.)

1.

Отражение в русском языке культуры и
истории русского народа.

1

2.

Отражение в русском
русского народа.

1

3.

языке

истории

Ключевые слова русской культуры.

1

4.

Крылатые слова и выражения в русском
языке.

1

5.

Развитие
русского
закономерный процесс.

как

1

6.

Основные
тенденции
современного русского языка

развития

1

7.

Новые иноязычные заимствования
современном русском языке

в

1

8.

Словообразовательные
неологизмы
современном русском языке

в

1

9.

Переосмысление
значений
современном русском языке

в

1

10.

Стилистическая переоценка слов в
современном русском литературном языке.

1

11.

Повторение изученного по теме «Язык и
культура»

1

языка

слов

Культура речи (9 ч.)
12. 5

Орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.

1

13.

Орфоэпические нормы современного
русского
литературного
языка.
Акцентологический минимум.

1

14. 6

Лексические
нормы
современного
русского литературного языка.

1

15.

Основные
грамматические
русского литературного языка.

нормы

1

16. 7

Грамматические нормы при употреблении
причастных и деепричастных оборотов.

1

Примечание

11

17. 8

Грамматические нормы при построении
сложных предложений.

1

18. 9

Речевой этикет в деловом общении.

1

19. 1
0

Правила сетевого этикета.

1

20.

Повторение изученного по теме «Культура
речи»

1

Речь. Текст. (11 ч.)
21. 1
1
22.
23. 1
2
24. 1
3
25.

Русский язык в Интернете.

1

Виды
преобразования
Аннотация.

текстов.

Виды преобразования текстов. Конспект.
Официально-деловой
письмо.

стиль.

Деловое

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

26.

Официально-деловой
письмо.

27. 1
4

Научно-учебный
Сообщение.

1
1
1
1

стиль.

Деловое

1

подстиль.

Доклад.

1

28.

Публицистический стиль. Проблемный
очерк.

1

29. 1
5

Язык
художественной
Прецедентные тексты.

литературы.

1

30. 1
6

Повторение изученного по теме «Речь.
Текст».

1

31.

Контрольная работа №1

1

Повторение (3 ч.)
32. 1
7

Повторение изученного.

1

33.

Повторение изученного. Речь. Текст.

1

34.

Итоговый урок.

1

12

Приложение №1
к рабочей программе
по учебному предмету
«Родной (русский) язык» для 9 класса
на 2022-2023 учебный год
Тематическое планирование с учетом Программы воспитания
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Международный день распространения
грамотности
День жестовых языков
Всероссийский
урок
безопасности
школьников в сети Интернет
День народного единства
Международный день толерантности
Всероссийский урок, посвященный Дню
неизвестного солдата
Урок мужества, посвященный Дню Героев
Отечества
Международный день родного языка
День воссоединения Крыма и России
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов
День
славянской
письменности
и
культуры

1.

Язык и культура

11

2.

Культура речи

9

3.

Речь. Текст

11

Повторение изученного

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».