Рабочая программа по родному языку (русскому) 7 класс

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
( М Б ОУ « П Е Т Р О В С К А Я Ш К ОЛ А № 2 » )

РАССМОТРЕНА
Заседание ШМО учителей
филологического цикла
(протокол от «____» ___ 2022 г.
№ ____)

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР
__________ О.Н.Хотина
«___»__________2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ «Петровская школа № 2»
от «____»______2022 г. № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для 7- А класса
уровень: базовый
на 2022/2023 учебный год

Составлена:
учителями русского языка и
литературы
Гончаренко Л.К.
Кошутой Н.Г.

2022 год

2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» рассчитана на
изучение предмета в 7 классе и разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 года № 1644,
от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712.
3. Рабочей программы по русскому родному
языку для 5-9 классов
(О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина) – М.: Просвещение, 2019 г.
4. Методических рекомендаций ГБОУ ДПО РК «КРИППО» «Методические
рекомендации об особенностях
преподавания русского языка и литературы в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году».
5. Положения о рабочей программе МБОУ «Петровская школа №2».
6. Учебного плана МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023 учебный год.
7. Календарного учебного графика МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023
учебный год.
Электронные ресурсы:
Электронный учебник. Русский родной язык. 7 класс/ О. М. Александрова,
Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение:
Учебная литература, 2020
Интернет-ресурсы:
http://skool-collection.edu.ru Цифровые образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru /subject/4/Российская электронная школа
Рабочая программа является приложением к ООП ООО и ориентирована на работу с
учебниками по русскому языку для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных
учрежденийРусский родной язык. 7 класс/ О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева,
И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение: Учебная литература,
2020; составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Петровская школа №2» на 20212025 учебные года, годового календарного плана воспитательной работы на 2022-2023
учебный год. (Приложение 1).
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой по родному (русскому) языку
для 7 класса содержание курса направлено на реализацию следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;

4
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
• формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной
литературой, совершенствование навыков чтения;
• совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения
знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных
условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка,
речевого этикета;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
•

Специальной целью преподавания русского языка в школе является
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка)
реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их
основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового
и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях
функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе
решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков
(в пределах программных требований); овладение нормами русского и литературного языка
и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение
школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В
результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех
общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык»,
ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах
развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного (русского)
языка;
- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5
- использовать в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные
нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные),
нормы
речевого
этикета
и
стремиться
к
речевому
самосовершенствованию;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного (русского) языка
на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
Обучающийся получит возможность научиться:
- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его
уровней и единиц;
- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
учитывая ситуацию и стиль общения;
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
- владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
коммуникативные УУД:
- излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по
заданным образцам;
- начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с заданными
нормами речи, темой обсуждения и целью общения;
- следовать заданной процедуре группового обсуждения;
- фиксировать итоговый продукт (результат) коммуникации;
познавательные УУД:
- из представленной информации выбирать ту, которая необходима для решения
поставленной задачи;
- самостоятельно формулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить;
- пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по
содержанию, а на сайте по ссылкам;
- оценивать найденную информацию согласно предложенным критериям;
- воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации в
результате прочтения специально составленного текста, монологе, диалоге, дискуссии
(группа), определяя тему и основную мысль;
- воспринимать требуемое содержание фактической/оценочной информации в
монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию,
определяя причинно-следственные связи;

6
- излагать полученную информацию по заданным вопросам;
- находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации;
- делать вывод на основе полученной информации и приводить несколько
аргументов или данных для его подтверждения;
- составлять алгоритмы;
- использовать предложенный алгоритм действий;
- использовать предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий;
- составлять целое из частей;
- самостоятельно достраивать целое с восполнением недостающих компонентов;
регулятивные УУД:
-ставить учебные задачи (самостоятельно/с помощью преподавателя);
- использовать предложенный план для решения поставленной задачи или
достижения цели;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самостоятельно/с помощью
преподавателя);
- оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении;
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- понимание родного (русского) языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности родного (русского) языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

7
- развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Одним из результатов реализации рабочей программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Рабочая программа признана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у
обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом
речевом контексте (губернатор,диакон,ваучер,агитационный пункт,большевик,колхоз и
т.п.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚краткихформах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚нА гору).
Основныелексическиенормысовременного русскоголитературного
языка.
Паронимы и точность речи.Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в
речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки в речи.Глаголы1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица
настоящего
и
будущего
времени
глаголов
очутиться,победить,убедить,учредить,утвердить)‚ формы глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления
в речи однокоренных слов типа висящий–висячий,горящий–горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы

8
(махаешь–машешь;обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения:умеренная громкость
речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение
категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Традиции
русского
речевого
общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст,основные признаки текста:смысловая
цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые
(индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция
заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в
текстах художественного стиля речи. Притча.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Разделы
программы

Всего
количество
часов

1

Язык и культура

9

2

Культура речи

11

3

Речь. Речевая деятельность.
Текст

14

Всего:

34

Формы контроля

Контрольная работа

9
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
План

Тема урока

Колво
часов

Факт
Раздел 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (9 ч.)

1.

01.09

2.

08.09

3

15.09

4

22.09

5.

29.09

6.

06.10

7.

13.10

8.

20.10

9.

27.10

10.

11.
12.

13.
14.

Русский язык как развивающаяся система
(факторы, влияющие на развитие языковой
системы, связь развития языка
с
историческим развитием общества)
Устаревшие слова как живые свидетели
истории
Историзмы
как
слова,
обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох
Архаизмы в русском языке: понятие,
особенности, роль
Перераспределение пластов лексики между
активным и пассивным запасом слов
Исконно русская и заимствованная лексика
русского языка
Заимствованная лексика из славянских и
неславянских языков
Заимствованная лексика из славянских и
неславянских
языков
Неоправданное
употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи
Неоправданное употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи
Раздел 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч.)

1

Понятие о русском литературном языке.
Языковые нормы: понятие, классификация,
функции
Основные
орфоэпические
нормы
современного русского литературного языка
Основные
орфоэпические
нормы
современного русского литературного языка

1

Нормы ударения в полных причастиях‚
кратких формах страдательных причастий
прошедшего
времени‚
деепричастиях‚
наречиях.
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка
Паронимы и точность речи

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

Примечания

10
15.
16.
17.

18.

19.
20.

21.
22.

23.
24.

25.

26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Основные
грамматические
нормы
1
современного русского литературного языка
Грамматические
нормы
употребления
1
глагольных форм
Варианты
грамматической
нормы:
1
литературные и разговорные падежные
формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.
Их отражение в словарях и справочниках.
Варианты
грамматической
нормы:
1
литературные и разговорные падежные
формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.
Их отражение в словарях и справочниках.
Нормы
русского
речевого
этикета
1
Невербальные средства общения
Нормы
русского
речевого
этикета
1
Невербальные средства общения
Раздел 3. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ. (14 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения (убеждение, комплимент;
сохранение инициативы в диалоге и др.)
Текст как единица языка и речи.Основные
признаки текста.
Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур:
индуктивные,
дедуктивные,
рамочные
(дедуктивно-индуктивные),
стержневые
(индуктивно-дедуктивные)
структуры
Заголовки текстов. Тексты аргументативного
типа:
рассуждение,
доказательство,
объяснение
Разговорная речь. Спор. Дискуссия.
Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и
некорректные приёмы ведения спора
Публицистический стиль. Путевые заметки
Текст рекламного объявления, его языковые
и структурные особенности
Язык художественной литературы.
Притча
Итоговая контрольная работа
Повторение
Повторение
Итоговый урок

1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

11
Приложение №1
к рабочей программе
по учебному предмету
«Родной (русский) язык» для 7 класса
на 2022-2023 учебный год
Тематическое планирование с учетом Программы воспитания
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

1.

Язык и культура

9

2.

Культура речи

11

3.

Речь. Речевая
деятельность. Текст

14

4.

Повторение изученного

3

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Международный день распространения
грамотности (08.09.2022)
День жестовых языков (23.09.2022)
Всероссийский
урок
безопасности
школьников в сети Интернет (30.10.2022)
День народного единства (04.11.2022)
Всероссийский урок, посвященный Дню
неизвестного солдата (02.12.2022)
Урок мужества, посвященный Дню Героев
Отечества (09.12.2022)
Международный день родного языка
(21.02.2023)
День воссоединения Крыма и России
(18.03.2023)
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов
(09.05.2023)
День
славянской
письменности
и
культуры (24.05.2023)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».