Рабочая программа по родному языку (русскому) 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2»)

РАССМОТРЕНА
Заседание ШМО учителей
филологического цикла
(протокол от «____» ___ 2022 г.
№ ____)

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР
__________ О.Н.Хотина
«___»__________2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ «Петровская школа № 2»
от «____»______2022 г. № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для 5-А класса
уровень: базовый
на 2022/2022 учебный год

Составлена:
учителями русского языка и
литературы
Кошутой Н.Г.
Филоненко О.С.

2022 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе
Требований крезультатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования,представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общегообразования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287,
зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер —
64101) (далее — ФГОСООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языкаи литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).и
разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Рабочей программы по русскому родному
языку для 5-9 классов
(О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина) – М.: Просвещение, 2019 г.
2. Методических рекомендаций ГБОУ ДПО РК «КРИППО» «Методические
рекомендации об особенностях
преподавания русского языка и литературы в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году».
3. Положения о рабочей программе МБОУ «Петровская школа №2».
4. Учебного плана МБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023 учебный год.
5. Календарного учебного графикаМБОУ «Петровская школа №2» на 2022/2023 учебный
год.
Электронные ресурсы:
Электронный учебник. Русский родной язык. 5 класс/ О. М. Александрова, Ю. Н.
Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение: Учебная
литература, 2020
Интернет-ресурсы:
http://skool-collection.edu.ru Цифровые образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru /subject/4/ Российская электронная школа
Рабочая программа является приложением к ООП ООО и ориентирована на работу с
учебниками по русскому языку для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных
учреждений Русский родной язык. 5 класс/ О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н.
Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020;
составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Петровская школа №2» на 2021-2025
учебные года, годового календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.
(Приложение 1).
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1час в неделю.
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский
язык и литература». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной
язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации.
Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся
в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации

4

в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся,
изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение
данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего
образования являются:
воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений
о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах,
прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о
таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о национальных
особенностях русского речевого этикета;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной
грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной,
несплошной текст, инфографика и др.);
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности
в приобретении знаний.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучениеучебногопредмета«Роднойязык(русский)»в5классенаправленонадостижениеобу
чающимисяследующихличностных,метапредметныхипредметныхрезультатов.

5

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатыосвоенияпрограммыпородномуязыку(русскому)науровнеосновног
ообщегообразованиядостигаютсявединствеучебнойивоспитательнойдеятельности
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными
и
духовнонравственнымиценностями,принятымивобществеправиламиинормамиповеденияиспособствуют
процессамсамопознания,самовоспитанияисаморазвития,формированиявнутреннейпозицииличн
ости.
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому)
дляосновногообщегообразованиядолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсяси
стемойпозитивныхценностныхориентацийирасширениеопытадеятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности,втомчислевчасти:
гражданскоговоспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважениеправ,свободизаконныхинтересовдругихлюдей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества,родногокрая,страны,втомчислевсопоставлениисситуациями,отражённымивлитерат
урныхпроизведениях,написанныхнарусскомязыке;
— неприятиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;
— пониманиеролиразличныхсоциальныхинститутоввжизничеловека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальныхнормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональномобществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений,написанныхнарусскомязыке;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию ивзаимопомощи;
— активноеучастиевшкольномсамоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
вней;волонтёрство);
патриотическоговоспитания:
— осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиона
льном обществе, понимание роли русского языка как государственногоязыка
РоссийскойФедерациииязыкамежнациональногообщениянародовРоссии;
— проявление интереса к познанию русскогоязыка, к истории икультуре
РоссийскойФедерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета
«Роднойязык(русский)»;
— ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России,
кнауке,искусству,боевымподвигамитрудовымдостижениямнарода,втомчислеотражённымвхудо
жественныхпроизведениях;
— уважениексимволамРоссии,государственнымпраздникам,историческомуиприродном
у наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в роднойстране;
духовно-нравственноговоспитания:
— ориентациянаморальныеценностиинормы вситуацияхнравственного выбора;
— готовностьоцениватьсвоёповедение,втомчислеречевое,ипоступки,атакжеповедение и
поступки
других
людей
с
позиции
нравственных
и
правовых
норм
с
учётомосознанияпоследствийпоступков;
— активноенеприятиеасоциальныхпоступков;
— свободаиответственностьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопрост

6

ранства;
эстетическоговоспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
другихнародов;
— пониманиеэмоциональноговоздействияискусства;
— осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыраж
ения;
— осознаниеважностирусскогоязыкакаксредствакоммуникацииисамовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурныхтрадицийинародноготворчества;
— стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства;
физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагопо
лучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха,регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек(употреблениеалкоголя,наркотиков,курение)ииныхформвредадляфизическогоипсихич
еского
здоровья;
соблюдение
правил
безопасности,
в
том
числе
навыки
безопасногоповедениявинтернетсредевпроцессешкольногоязыковогообразования;способностьадаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным иприродным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшиецели;
— умениеприниматьсебяидругихнеосуждая;
— умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других,использоватьадекватныеязыковыесредствадлявыражениясвоегосостояния,втомчисле
опираясьнапримерыизлитературныхпроизведений,написанныхнарусскомязыке;сформиро
ванность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
правадругогочеловека;
трудовоговоспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы,города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогорода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
наосновепримененияизучаемогопредметногознанияиознакомлениясдеятельностьюфилологов,
журналистов,
писателей;
уважение
к
труду
и
результатам
трудовой
деятельности;осознанныйвыборипостроениеиндивидуальнойтраекторииобразованияижизненны
хпланов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать
освоихпланахнабудущее;
экологическоговоспитания:
— ориентация на применение знаний из областисоциальных иестественных наук
длярешениязадачвобластиокружающейсреды,планированияпоступковиоценкиихвозможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку
зрения наэкологические проблемы;
—
повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологических
проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих
вредокружающейсреде,втомчислесформированноепризнакомствеслитературнымипроизведения

7

ми, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих
вредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязи
природной,технологическойисоциальнойсред;готовностькучастиювпрактической
деятельностиэкологическойнаправленности;
ценностинаучногопознания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основныхзакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприрод
нойисоциальнойсредой;закономерностяхразвитияязыка;
— овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познаниямира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
спецификишкольногоязыковогообразования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающиеадаптацию
обучающегосяк
изменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правилобщественногоповедения,формсоциальнойжизнивгруппахисообществах,включая
семью,группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциал
ьноговзаимодействияслюдьмииздругойкультурнойсреды;
— способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытостьопыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости,
повышатьуровеньсвоейкомпетентностичерезпрактическуюдеятельность,втомчислеумениеучить
сяудругихлюдей,получатьвсовместнойдеятельностиновыезнания,навыкиикомпетенцииизопыта
других;
— навыквыявленияисвязыванияобразов,способностьформироватьновыезнания,способн
ость формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числеранее не
известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планироватьсвоёразвитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
областиконцепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
обществаи экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достиженияцелейипреодолениявызовов,возможныхглобальныхпоследствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и
ихпоследствия,опираясьнажизненный,речевойичитательскийопыт;восприниматьстрессовуюсит
уациюкаквызов,требующийконтрмер;оцениватьситуациюстресса,корректироватьпринимаемые
решенияидействия;формулироватьиоцениватьрискиипоследствия,
формироватьопыт,уметьнаходитьпозитивноевсложившейсяситуации;бытьготовымдейств
оватьвотсутствиегарантийуспеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальнымиучебнымипознавательнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:
— выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакиязыковыхединиц,языковыхявлени
йипроцессов;
— устанавливатьсущественныйпризнакклассификацииязыковыхединиц(явлений),основ
ания
для
обобщения
и
сравнения,
критерии
проводимого
анализа;
классифицироватьязыковыеединицыпосущественномупризнаку;

8

— выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфактах,данныхинаблюден
иях;предлагатькритериидлявыявления закономерностейипротиворечий;
— выявлятьдефицитинформации,необходимойдлярешенияпоставленнойучебнойзадачи
;
— выявлятьпричинноследственныесвязиприизученииязыковыхпроцессов;делатьвыводы
с
использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений,
умозаключений
поаналогии,формулироватьгипотезыовзаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типамитекстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальныйвариантсучётомсамостоятельновыделенныхкритериев.
Базовыеисследовательскиедействия:
— использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознаниявязыковомобразова
нии;
— формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательнымсостояниемситуации,исамостоятельноустанавливатьискомое иданное;
— формироватьгипотезуобистинностисобственныхсужденийисужденийдругих,аргумен
тироватьсвоюпозицию,мнение;
— составлятьалгоритмдействийииспользовать егодлярешенияучебныхзадач;
— проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследованиепоустановл
ению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
изависимостейобъектовмеждусобой;
— оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходелингвисти
ческогоисследования(эксперимента);
— самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатампроведённогонабл
юдения,исследования;владетьинструментамиоценкидостоверностиполученныхвыводовиобобщ
ений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия ваналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии вновыхусловияхиконтекстах.
Работа синформацией:
— применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформациису
чётомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;
— выбирать,анализировать,интерпретировать,обобщатьисистематизироватьинформаци
ю,представленнуювтекстах,таблицах,схемах;
— использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрениядостоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимойинформациисцелью решенияучебныхзадач;
— использоватьсмысловоечтениедляизвлечения,обобщенияисистематизацииинформац
ииизодногоилинесколькихисточниковс учётомпоставленныхцелей;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею,версию)вразличныхинформационныхисточниках;
— самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации(текст,презе
нтация,таблица,схема)ииллюстрироватьрешаемые
задачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинациямивзависимостиотком
муникативнойустановки;
— оцениватьнадёжностьинформациипокритериям,предложеннымучителемилисформул
ированнымсамостоятельно;

9

— эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
Овладениеуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиямиицелямиобщения;
— выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологическойречиивписьменныхтекстах;
— чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребностиобращатьсякнормативнымсловарямсовременногорусскоголитературногоязыкаисове
ршенствование умений пользоваться ими.Втретьемблоке—«Речь.Речеваядеятельность.Текст»—
представленосодержание,направленноенасовершенствованиевидов речевой деятельности в
их взаимосвязи и культуры устной иписьменной речи, развитие базовых умений и
навыков
использования
языка
в
жизненноважныхдляшкольниковситуацияхобщения:уменийопределятьцеликоммуникации,оцен
ивать
речевую
ситуацию,
учитывать
коммуникативные
намерения
партнёра,
выбиратьадекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты
разныхфункционально-смысловыхтипов,жанров,стилистическойпринадлежности.
— распознаватьневербальные средстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков;
— знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вестипереговоры;
— пониматьнамерениядругих,проявлять уважительное отношение ксобеседнику
ивкорректнойформеформулироватьсвоивозражения;
— входедиалога/дискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыват
ьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживатьразличие исходствопозиций;
— публичнопредставлятьрезультатыпроведённогоязыковогоанализа,выполненноголинг
вистическогоэксперимента,исследования,проекта;
— самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомцелипрезентациииособенносте
й аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
сиспользованиемиллюстративногоматериала.
Совместнаядеятельность:
— пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешен
ии конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
формвзаимодействияприрешениипоставленнойзадачи;
— приниматьцельсовместнойдеятельности,коллективнопланироватьивыполнятьдейств
ияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместной
работы;уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпор
учения,подчиняться;
— планироватьорганизациюсовместнойработы,определятьсвоюроль(сучётомпредпочте
ний и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
междучленамикоманды,участвоватьвгрупповыхформахработы(обсуждения,обменмнениями,
«мозговойштурм»ииные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлениюикоординироватьсвоидействияс действиямидругихчленовкоманды;
— оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельносформу
лированнымучастникамивзаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждог

10

очленакомандывдостижениерезультатов,разделятьсферуответственностиипроявлятьготовность
кпредставлениюотчётапередгруппой.
Овладениеуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями.
Самоорганизация:
— выявлятьпроблемыдлярешениявучебныхижизненныхситуациях;
— ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятиерешениявгруппе,принятиерешениягруппой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способрешенияучебнойзадачисучётомимеющихсяресурсовисобственныхвозможностей,аргумен
тироватьпредлагаемыевариантырешений;
— самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
егореализации;
— делатьвыборибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль:
— владетьразными способами самоконтроля (в том числе речевого),самомотивации
ирефлексии;
— даватьадекватнуюоценкуучебнойситуацииипредлагатьпланеёизменения;
— предвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебнойзадачи,иадаптир
оватьрешениек меняющимсяобстоятельствам;
антонимов;словариэпитетов,метафорисравнений;учебныеэтимологическиесловари,грам
матическиесловариисправочники,орфографическиесловари,справочникипопунктуации(втомчис
лемультимедийные).
Культураречи:
— иметьобщеепредставлениеосовременномрусском литературномязыке;
— иметьобщеепредставлениео показателяххорошейиправильнойречи;
— иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного
русскоголитературногоязыка(врамкахизученного);
— различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова
сучётомпроизносительныхвариантоворфоэпическойнормы(врамкахизученного);
— различатьпостоянноеиподвижноеударениевименахсуществительных,именахприлага
тельных,
глаголах
(в
рамках
изученного);
соблюдать
нормы
ударения
в
отдельныхграмматическихформахимёнсуществительных,прилагательных,глаголов(врамкахизу
ченного);
анализировать
смыслоразличительную
роль
ударения
на
примере
омографов;корректноупотреблятьомографывписьменнойречи;
— соблюдатьнормыупотреблениясинонимов‚антонимов,омонимов(врамкахизученного)
; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правиламилексической
сочетаемости;
употреблять
имена
существительные,
прилагательные,
глаголы
сучётомстилистическихнормсовременногорусскогоязыка;
— различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в
устнойречи;различатьтипичныеошибки,связанныеснарушениемграмматическойнормы;выявлят
ьиисправлятьграмматические ошибкивустнойиписьменнойречи;
— соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и
неофициальнойречевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;
соблюдатьпринципыэтикетногообщения,лежащиевосновенациональногоречевогоэтикета;соблю
датьрусскуюэтикетнуювербальную иневербальнуюманеруобщения;
— использоватьтолковые,орфоэпическиесловари,словарисинонимов,антонимов,грамма
тическиесловариисправочники,втомчислемультимедийные;использоватьорфографические

11

словариисправочникипопунктуации.
Речь.Речеваядеятельность.Текст:
— использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач;
владетьэлементамиинтонации;выразительночитатьтексты;уместноиспользоватькоммуникативн
ыестратегииитактикиустногообщения(просьба,принесениеизвинений);
инициироватьдиалогиподдерживатьего,сохранятьинициативувдиалоге,завершатьдиалог;
— анализироватьисоздавать(втомчислесопоройнаобразец)текстыразныхфункционально
-смысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответана
уроке,планпрочитанноготекста;
— создаватьобъявления(вустнойиписьменнойформе) сучётом речевойситуации;
— распознаватьисоздаватьтексты публицистическихжанров(девиз,слоган);
— анализироватьиинтерпретироватьфольклорныеихудожественныетекстыилиихфрагме
нты(народныеилитературныесказки,рассказы,былины,пословицы,загадки);
— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы;сопоставлятьчерновойиотредактированныйтексты;
— создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлятьрезультатыпроекта (исследования),представлятьихвустнойформе.

12

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (7ч.)
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль народного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно их необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык
– язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народнопоэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая
калина – девушка, тучи – ненастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, родный
батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич,
сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русский народных и литературных сказках, нардных
песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха
с поварихой, с сватьей бабой Бабарихойи др.), источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной
культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Национальная спейифика
слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры
общеязыковые и художественные, их национально-художественная специфика. Метафора,
олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и
т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских,
мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости для
тюркских народов и т.п.)
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и
имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи (4ч.)

13

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова (пАрить – парИть, рОжки – рожкИ,
пОлки – полкИ, Атлас – атлАс).
Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[чʹ]ная - було[ш]ная,
до[жд]ём - до[жʹжʹ]ём и т.п. Произносительные варианты на уровне словосочетаний
(микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов
в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова (книжная,
нейтральная, разговорная, просторечная); употребление имен существительных,
прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского
языка ( кинофильм – кинокартина – кино – кинолента; интернациональный –
международный; экспорт – вывоз; импорт – ввоз; блато – болото; брещи – беречь; шлем –
шелом; краткий – короткий; беспрестанный – бесперестанный; глаголить – говорить –
сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе,
колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащпалатка, диван-кровать,музей-квартира); род имен собственных (географических
названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(я), -ы(-и),
Различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы
(туловища); образа (иконы) – образы (литературные); меха (выделанные шкуры) – мехи
(кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные).Литературные, разговорные, устарелые и
профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы
– трактора и др.).
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые
формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История
этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве
обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в
обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель

14

степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел3.Речь.Речеваядеятельность.Текст(6ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность
речи.выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон,
тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип
речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как
жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль.
Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная
сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными
суффиксами и т.д.).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Разделы
программы

1.
2.

Язык и культура
Культура речи

3.

Речь .Речевая деятельность. Текст
Всего:

Всего
кол-во
часов
12
10

Провер./
контр.рабо
ты
1
1

12

1

34

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата
П
Ф
план факт

Колво
часо
в

Примечание

1.

Язык и культура. (12 ч.)
Наш родной русский язык.

1

2.

Из истории русской письменности

1

3.

Язык – волшебное зеркало мира и
национальной культуры.
История в слове: наименования предметов

1

https://youtu.be/
8iw2n9F0d8o
https://youtu.be/
sXtgBMFuCW
Q
https://youtu.be/
eRo-SdTeDRc
https://youtu.be/

4.

Тема урока

1

15

5.
6.
7.

традиционной русской одежды, русского
быта.
Образность русской речи: метафора,
олицетворение.
Образность русской речи: метафора,
олицетворение.
Живое слово русского фольклора.

w5soB_4argE
1
1
1

8.

Меткое слово русской речи: крылатые
слова, пословицы и поговорки.

1

9.

Меткое слово русской речи: крылатые
слова, пословицы и поговорки.
О чем могут рассказать имена людей и
названия городов.
О чем могут рассказать имена людей и
названия городов.
Проверочная работа №1. Ключевые слова
раздела.
Обобщение
материала.
Представление результатов проектных,
исследовательских работ.

1

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Культура речи (10 ч.)
Современный русский литературный язык.

1
1
1

1

Русская орфоэпия. Нормы произношенияи
ударения.
Русская орфоэпия. Нормы произношенияи
ударения.
Речь точная и выразительная. Основные
лексические нормы.
Речь точная и выразительная. Основные
лексические нормы.
Стилистическая окраска слова.

1

Речь
правильная.
Основные
грамматические нормы.
Речь
правильная.
Основные
грамматические нормы.
Речевой этикет: нормы и традиции.

1

Проверочная работа №2. Ключевые слова
раздела.
Обобщение
материала.
Представление результатов проектных,
исследовательских работ.

1

1
1
1
1

1

https://youtu.be/
0Ep86CUe5E
https://youtu.be/
eGgJeuALF-4
https://resh.edu.r
u/
https://youtu.be/
m9rMRWGz23
U
https://youtu.be/
r6pb326FV-s
https://youtu.be/
Z2j_6PB4iMQ
https://youtu.be/
w5soB_4argE
https://youtu.be/
9z4QVeKdlYI

https://youtu.be/
O9qPw8uMh9Y
https://youtu.be/
cFjH9pse9vA
https://youtu.be/
dyQK6QxOznc
https://youtu.be/
Cj0VInBrIc0
https://youtu.be/
ejozkWVqo7Q
https://youtu.be/
6pkvwRri6Gc
https://youtu.be/
5Aam849tHj4
https://youtu.be/
E9_HBwrJH2c
https://youtu.be/
h5QhfYyiaGg
https://youtu.be/
mVCfgPG5taA

16

Речь. Текст (6ч.)
23.

Язык и речь.

1

24.

Средства выразительности устной речи.

1

25.

Текст и его строение.

26.

1

29.

Композиционные особенности описания,
повествования, рассуждения.
Средства связи предложений и частей
текста.
Функциональные разновидности языка.
Стили речи.
Разговорная речь. Просьба, извинение.

30.

Официально-деловой стиль. Объявление

1

31.

Научно-учебный подстиль.План ответа на
уроке, план текста
Публицистический
стиль.
Устное
выступление
Язык
художественной
литературы.
Литературная сказка. Рассказ
Итоговая контрольная работа №1

1

27.
28.

32.
33.
34.

1
1
1

1
1
1

https://youtu.be/
ursdFcVF8zY
https://youtu.be/
kItMrAENp2I
https://youtu.be/
bH8R9sRNB-g
https://youtu.be/
Wp-KglDkseI
https://youtu.be/
fqjElqdTkCI
https://youtu.be/
rWxAOfMStc0
https://youtu.be/
73rky0dYeiU
https://youtu.be/
5VTCF8xqvQ4
https://youtu.be/
wXaS6cf3jzA
https://youtu.be/
tiDszokXL4Q
https://youtu.be/
fTd4loKBoXo
https://youtu.be/
C1x66eBFoLo

17

Приложение №1
к рабочей программе
по учебному предмету
«Родной (русский) язык» для 5 класса
на 2022-2023 учебный год
Тематическое планирование с учетом Программы воспитания
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

1.

Язык и культура

12

Урок,
посвященный
Дню
Государственного герба и Государственного
флага Республики Крым (24.09.2022)
Международный
день
школьных
библиотек (четвертый понедельник октября)

2.

Культура речи

10

День народного единства (04.11.2022)
Международный день толерантности
(16.11.2022)

3.

Речь
.Речевая
деятельность. Текст

12

Международный день родного языка
(21.02.2023)
День воссоединения Крыма и России
(18.03.2023)
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов
(09.05.2023)
День славянской письменности и культуры
(24.05.2023)

18

Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. Из истории русских имён.
2.Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
3.Словарик пословиц о характере человека, его качествах.
4.Словарь одного слова.
5.Календарь пословиц о временах года.
6.Карта «Интересные названия городов моего края/России».
7.Понимаем ли мы язык Пушкина?
8.Этикетные формы обращения.
9.Как быть вежливым?
10.Как назвать новорождённого?
11.Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
12.Слоганы в языке современной рекламы.
13.Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
14.Синонимический ряд: врач–доктор–лекарь–эскулап–целитель–врачеватель. Что
общего и в чём различие.
15.Подготовка альманаха рассказов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».